Когда менять масло в коробке передач автомат
Автоматическая трансмиссия будет нормально работать весь заявленный срок, если автовладелец следит за состоянием узлов, механизмов, рабочей жидкости. Своевременная замена масла избавит от многих неприятностей и обеспечит нормальное функционирование коробке-автомат.
Функции масла в автоматической КПП
В конструкции АКПП насчитывается множество элементов, многие из которых вращаются. Трущиеся детали быстро изнашиваются без смазки. Из-за трения они сильно нагреваются и нуждаются в охлаждении. Кроме того ATF-жидкость требуется гидравлической системе. Фактически трансмиссионное масло необходимо для выполнения разных задач:
- смазывания подшипников, других трущихся деталей;
- отведения тепла от внутренних элементов;
- выполнения функций рабочего тела в гидротрансформаторе и гидроблоке;
- удаление продуктов износа с внутренних поверхностей.
Как состояние масло влияет на работоспособность АКПП
Чтобы автоматическая трансмиссия работала в штатном режиме, масло должно обладать определенными свойствами. Изменение одного из параметров, например, вязкости, может привести к нежелательным последствиям. Важно следить за уровнем масла, отслеживать его качество по степени загрязненности, запаху, цвету.
Состояние АТФ-жидкости, которая не только смазывает детали, но вымывает загрязнения с поверхностей продукты износа, ухудшается с годами даже при самой бережной эксплуатации автомобиля. В масле скапливается металлическая стружка, фрикционные микрочастицы, которые удерживаются специальными магнитами и фильтром. Но со временем фильтрующие элементы все равно забиваются, повреждаются разные элементы АКПП. Фильтр начинает плохо пропускать жидкость, а маслонасос – работать с повышенной нагрузкой. Это приводит к перегреву масла и снижению охлаждения элементов. Чтобы избежать таких проблем, нужно своевременно менять трансмиссионную жидкость, а вместе с ней и фильтрующие элементы.
Периодичность замены
Некоторые автопроизводители пишут в паспортах, что установленный на новых моделях классический гидроавтомат, робот, вариатор являются необслуживаемой трансмиссией. Это значит, что коробка-автомат не нуждается в обслуживании, включая замену масла, весь гарантийный срок. Это весьма спорное утверждение опровергается известными компаниями Jatco, ZF, Aisin, которые занимаются выпуском автоматических КПП. Они убеждены, что нужно регулярно менять масло, чтобы АКПП не выходила из строя по истечении срока гарантии.
Как бы ни старались разработчики технических жидкостей, «вечное» масло с неизменными первоначальными свойствами создать не удастся. На технические параметры всегда будет влиять регулярный перегрев, агрессивный стиль вождения, другие факторы.
Изменение структуры АТФ приводит к негативным последствиям:
падению мощности ГДТ (гидротрансформатора);
- снижению давления на фрикционы;
- загрязнение масла примесями и, как следствие, к закупорки каналов гидроклапанной плиты, фильтров, шлангов;
- перегреву жидкости и системы.
Единственное, что смогли сделать автопроизводители, это улучшить адаптацию коробок-автомат к старению ATF-жидкости и снизить зависимость от гидравлики за счет перехода на электронное управление. В паспорте машины практически всегда присутствует оговорка, касающаяся экстремальных условий эксплуатации. Причем таковыми считается езда в горах, по городским пробкам, дорогам без твердого покрытия.
Например, в регламенте южнокорейского автомобиля Hyundai Accent есть отдельная таблица, в которой экстремальными условиями считаются загруженные, горные или пыльные трассы. Для них периодичность замены масла составляет 100.000 км пробега. Похожие рекомендации для 7-ступенчатой коробки дает Mercedes Benz: пробег 125.000 км или каждые пять лет.
Совсем другие рекомендации по замене масла дает Aisin. Специалисты компании рекомендуют менять АТФ-жидкость через 20.000 км пробега или каждые два года.
В зависимости от модели установленной автоматической коробки, возраста и условий эксплуатации автомобиля меняется интервал для замены масла.
Для возрастных машин, на которых установлены старые 4-ступенчатые АКПП, средний пробег между заменами составляет 60.000 км. Если водитель любит спортивную манеру вождения с резкими стартами, крутыми поворотами или часто ездит по бездорожью, то нужно чаще менять масло желательно вместе с фильтрующими элементами и уплотнителями, сильно изношенными деталями.
В более новых автомобилях с многоступенчатыми (от 5 ступеней и выше) пробег до замены АТФ увеличивается до 80.000 км. При этом нужно учитывать, в каких условиях эксплуатируется машина.
Самые требовательные к качеству трансмиссионной жидкости современные шести-, семиступенчатые АКПП. И хотя автопроизводитель написал, что коробка необслуживаемая, менять масло все равно придется. Это связано с тем, что фрикционная оседает на стенках тонких каналов, забивая их, ускоряет износ соленоидов. Кроме того агрессивное вождение, частые поездки по разбитым дорогам, движение в пробках плохо влияет на качество масла.
В руководстве по эксплуатации автопроизводитель рекомендует периодичность замены для сложных условий, которые на самом деле оказываются обычными для нашего климата, качества трасс, большой загруженности городских дорог. Если водитель часто перевозит тяжелые грузы, буксирует прицепы или вытаскивает застрявшие авто, особенно более тяжелые, то промежуток между заменами масла нужно уменьшить процентов на 30.
Как определить, что пора менять масло в коробке передач автомат
Автовладелец может самостоятельно провести диагностику состояния трансмиссионной жидкости. Существует ряд типичных признаков, которые свидетельствуют об ухудшении состояния смазки.
Изменение цвета, прозрачности, запаха
Для проверки качества ATF-жидкости достаточно вытащить щуп (если таковой имеется), капнуть на белую бумагу и осмотреть.
У свежего масла красноватый оттенок и хорошая прозрачность. Менять смазку не нужно, если она только потемнело, но осталось прозрачным.
Когда АТФ-жидкость становится настолько мутной, что не видна бумага, это говорит о довольно сильном загрязнении.
Если в капле отчетливо видны мелкие или крупные металлические частицы, значит АКПП сильно изношена. Придется сливать жидкость, снимать поддон, чтобы определить количество продуктов износа скопившихся в нем и налипших на магниты.
Самый опасный признак – сочетание темного цвета, непрозрачности и запаха гари. Жидкость начинает пахнуть горелым, когда горят фрикционные диски. В этом случае смазку нужно срочно менять (одновременно с прогоревшими дисками) без учета пробега.
Нарушения в работе
К типичным признакам необходимости замены смазки относятся:
- пинки, вибрации, которые заметны во время движения;
- автомобиль стартует не плавно, а с рывками;
- переключение скоростных режимов происходит с существенной задержкой;
- выпадают отдельные передачи;
- работа коробки сопровождается странными звуками (гулом, воем, стуком);
- АКПП может уходить в аварийный режим;
- пробуксовки и переключение на пониженную передачу, когда машина преодолевает затяжной подъем на последней скорости.
Некоторые неполадки можно устранить, если после первых симптомов заменить смазочный материал.
Особенности замены масло в разных АКПП
Разные модели автоматических коробок передач имеют специфические особенности, которые влияют на периодичность и способы замены смазки.
Когда менять АТФ-жидкость в DSG-6
Первым из-за загрязненной жидкости в преселективной трансмиссии страдает теплообменник. Продукты износа, которые попадают в устройство, весьма быстро забивают его. Процесс ускоряется, если водитель увлекается спортивным стилем вождения. Это приводит к ухудшению отвода тепла и возможному перегреву элементов коробки со всеми отрицательными последствиями. Оптимальным между заменами считается пробег 40.000-50.000 км. Кроме того рекомендуется использовать оригинальное масло.
Периодичность замены смазочных материалов в DSQ-7
Основным отличием 7-ступенчатого робота является раздельное использование рабочих жидкостей для самой коробки и мехатроника. Автопроизводитель в регламенте не предусматривает замену ATF-жидкости. В реальности, если регулярно (каждые 50.000 км пробега) менять смазку, то рабочий ресурс автоматической КПП практически удваивается.
Период замены масла в Powershift DCT
Роботизированная коробка, у которой «мокрое» сцепление, особенно чувствительна к состоянию АТФ-жидкости. Она остро реагирует, когда начинают стареть масло, фрикционы, соленоиды.
Важная процедура – регулярная проверка уровня жидкости при работающем двигателе, особенно для возрастных коробок. Менять смазку в Powershift нужно каждые 45.000 км пробега.
Способы замены масла в АКПП
Существует несколько методов, позволяющих поменять смазку:
- Частичной замены, когда треть смазочного материала сливается самотеком и такой же объем жидкости заливается.
- Полной замены. АТФ-жидкость сливают максимально полно, при этом демонтируется поддон. Процедуру повторяют несколько раз, меняют фильтр, чтобы заменить смазку на 90%.
- Аппаратная замена. Выполняется в автосервисе с использованием метода вытеснения.
Когда можно не менять масло
Не во всех случаях целесообразно менять трансмиссионную жидкость. Нет смысла, если прежний автовладелец проездил более 100.000 км, но никогда не менял ее. До капитального ремонта АКПП осталось недолго и обновление смазочного материала уже ничего не изменит.
Покупка нового авто с целью «покататься» на нем года 3-4 избавляет автовладельца от необходимости менять АТФ-жидкость. Это правило не распространяется на Ауди с вариатором.